У Софи рыжие волосы и рюкзак за спиной. У рюкзака есть имя, а еще карман, в который Софи кладет маленькие монетки из разных стран – профили и анфасы на них сливаются в один гордый мировой лик, который смотрит на мир сверху вниз, когда Софи забирается на гору и снизу вверх, когда она ложится на спину, чтобы отдохнуть. У Софи нет дома, нет номера телефона и планов на будущее – в какой-то момент карта ее города разрослась так широко, что осталась только узкая красная полоса, вмещающая в себя весь мир.

Когда-то давно у Софи был план. У Софи был основной, запасной, запасной запасного, а, б, в, г – у нее были все планы, которые когда-либо придумывались человечеством, у нее были блокноты, тетради, альбомные листы и карты. А потом у нее осталась только она сама и дорога. Дорога, которая должна была привести ее в Рим, а привела к ней самой.

Теперь у Софи есть монетки, деревянные браслеты, а еще зуб на шее – то ли акулий, то ли тигриный, то ли индейца, который подарил ей его. На одной из дорог недалеко от Торонто Софи навсегда потеряла ценность материальных вещей. Иногда Софи хочется вернуться за ним, подобрать, оттереть, положить в карман, но как она не старается – дорогу вспомнить не может.

Софи дает имя всему, что видит вокруг, она даже дает имя себе заново, только теперь оно обрастает смыслами, становится тяжелым, тянет ладонь к полу, ложится на язык тяжелым пряным вкусом:

Она получает свою «С» - в солнечной Испании, на берегу моря. Она спрашивает: «Какой это город?», она спрашивает: «Как мне выбраться отсюда?», она спрашивает: «Как вас зовут?», она спрашивает: «Что мне делать теперь?», а море шумит ей в ответ: шшшшшшсссссс…
Она получает свою «О» - в огромном Нью-Йорке, поздно ночью. Она шатается по районам, - неприкаянная, потерянная, она гуляет по городу, - счастливая, свободная. Она видит людей, люди видят ее, она смотрит на город, но вокруг только люди, которые так похожи в своей непохожести. Она видит мир – в ее глазах он ослепительно яркий.
Она получает свою «Ф» - в придорожном кафе, с клетчатыми скатертями на столах. У нее берет заказ девушка в фланелевой рубашке, - такая юная, что ей бы учиться стрелять из рогатки, но она говорит: «Добро пожаловать, у нас лучшая домашняя еда в округе». И Софи не верит ей ни на йоту, но ей нравятся фланелевые рубашки, дешевые кафе и музыка кантри, поэтому она делает заказ, а потом всю жизнь пытается вспомнить название, чтобы еще хоть раз поесть такую вкусную картошку.
Она получает свою «И» - в изумрудных глазах какого-то поэта, который рассказывает ей о свободе, мире и красоте. «Никто не знает про свободу, - говорит он, - даже сама свобода». Софи не нужно знать, что такое свобода, чтобы быть свободной.

Софи больше не чертит линий на карте, не крепит иголкой конечную точку, не покупает в киосках журналов с хит-парадами самых красивых мест на свете. Софи знает, что путь – бесконечен, что мир не помещается на картах, но помещается в ладони. Софи знает, что однажды она вернется – вернется, а может, - начнет с начала. Поставит в угол сумку и потеряет красную линию, чтобы начертить другую – зеленую, синюю или белую.

Потому что нет ничего, что было бы вечно даже в масштабе одной жизни.



@темы: тексты